|
Елеосвящением
называют Таинство, в котором при помазании тела освященным елеем на болящего
человека нисходит благодать Божия, врачующая его телесные и духовные немощи.
Таинство
Елеосвящения предлагается членам Христовой Церкви не как последнее напутствие
умирающим, а как Таинство исцеления, возможность приостановить процесс
духовного и физического умирания и ввести человека в благодатную атмосферу
жизни Царства Божия. Причиной этого отдаления являются грехи людей, особенно
неосознанно совершенные. Они же – и виновники и физического нездоровья
человека.
Если
Церковь – это Тело Христово, а каждый христианин – Его живая клетка, включенная
в единую систему благодатного жизнеобеспечения, то грехи – это преграда на
пути тока благодати Божией из церковного организма в душу и жизнь человека.
Священники получили от Господа власть обновлять приток целительных сил
евангельской благодатной жизни в человеческие души для воздействия соборной
молитвой на греховные преграды, недоступные личному покаянию христиан.
Священники молятся над болящим по его просьбе, и завершением этой молитвы
является помазание его «елеем во имя Господне» (Иак.
5, 14). Болеющий человек нуждается в помощи, и священник просит Небесного Отца
во время помазания: «Исцели и раба Твоего... от обдержащия его телесныя и душевныя немощи, и оживотвори его благодатию
Христа Твоего» (молитва при помазании елеем). Свою молитву иереи укрепляют
надеждой на молитвы Богоматери и святых. Молитвы Церкви земной и небесной преклоняют
милость Божию к болеющему члену Церкви, и Бог дарует ему победу над болезнью.
Через Таинство Елеосвящения болящий, как одичавшая ветвь,
прививается к благодатной Лозе – Господу Иисусу Христу, чтобы живительные
соки Ее вновь потекли в сердце и соделали его
способным жить по заповедям Божиим.
Подлинное
исцеление человека, по взгляду Церкви, состоит не только в восстановлении его
физического здоровья, но в изменении его восприятия болезни, страданий и самой
смерти. Цель и содержание Таинства Елеосвящения не только здоровье, а
вхождение человека в Царство Божие, приобщение его «праведности и миру и
радости во Святом Духе» (Рим. 14, 17). Участник
Таинства получает от Бога помощь для изменения понимания и принятия страданий и
болезни. Живительные соки Лозы – это дар страданий Христовых, претворенных Им в
победу. И если мученики радостно принимали пытки и мучения, видя в них участие
в страданиях Христовых, то таким же мученичеством, свидетельством могут и
должны стать для христианина его болезни и страдания. Об этом молится Церковь:
да обратится отчаяние страдающего к свету и да узрит он победу света в себе.
Известно, что во Христе страдания не устраняются, а преображаются в победу, и в
этой победе – единственное исцеление.
В
этом мире всегда есть место страданиям, горю, испытаниям (Иак.
5, 14–15). Но Христос сказал: «Мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33). И в этом
глубокий смысл победы, ибо осмысленным стало само страдание. Оно стало
подвигом, преображением. Страданию дано стать знаком, свидетельством той
победы, в которой даже видимое поражение человека, умирание его становится
путем к Вечной Жизни.
В
Таинстве Елеосвящения Церковь указывает человеку путь к обращению, к
претворению его болезни и страдания в условия для встречи со
Христом и для участия в Его победе над грехом и страданием. Понятно отсюда,
что такая победа нужна не только умирающему человеку, но живущему в этом мире и
соприкасающемуся с телесными и душевными страданиями.
Таким образом, символика Таинства Елеосвящения
препровождает болящего к благодатному преобразованию души, укрепляет его к
усвоению жертвы Христовой, чтобы человек среди скорбей и одиночества стал
свидетелем о Христе, испытал, по словам священника Павла Флоренского, тягу «к
новой, высшей реальности», ощутил в себе прорастание семян иного бытия, ибо
«семенем новой жизни стала смерть Христова»
Человек,
испытавший целительную силу Таинства Елеосвящения, утверждает себя в любви и
доверии к Господу. Ему открывается истинный смысл апостольского учения: «Никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а
живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем; и потому, живем
ли или умираем, – всегда Господни» (Рим. 14, 7–8).
И
наконец, Таинство Елеосвящения выявляет волю Божию о болящем.
В Таинстве совершается благословение всего подвига, совершаемого человеком на
земле, и пути, пройденного им в вере и смирении. Человек очищается от грехов,
ему приоткрывается смысл смерти и замысел Божий о его тленном
теле».
В
результате человек либо исцеляется и возвращается к участию в жизни Церкви,
либо смиряется с дозволением смерти разрушить тленное тело, уже ненужное для
земной Церкви и сокровенных путей Божиих (А.С.Хомяков).
|
|