|
 |
Вода, освященная
в навечерие праздника и в самый праздник Богоявления,
называется великой агиасмой, т. е. великой святыней,
потому что чрез наитие Духа Божия она восприяла в
себе великую, Божественную и чудодейственную силу. Поэтому эта вода имеет
важное и обширное употребление у христиан. Ею окропляются дома верующих в навечерие и праздник Богоявления; верующие могут употреблять ее во всякое время с великим благоговением, вкушают до принятия
пищи, заботливо хранят ее в течение года, кропятся и знаменуются ею во здравие
души и тела. Ее употребляет Церковь при освящении Мира, при освящении
антиминсов и при освящении артоса в день Пасхи. Эту же богоявленскую
воду вместе с антидором (т. е. с остатком просфоры,
из которой изъята часть для Святого Агнца), Церковь определила давать вместо
причащения Святых Таин Тела и Крови Христовой тем,
которые отлучены от причащения Святых Таин или не подготовили себя к принятию
их. Наконец, Церковь употребляет ее при освящении разных веществ, чем-либо
оскверненных.
Вода, освященная
по чину малого водоосвящения, называется малой агиасмой,
в отличие от великой агиасмы — воды святых
Богоявлений, но употребление ее еще обширнее последней. Ее употребляет Церковь
при совершении разного рода чинопоследований и освятительных молитв, как-то: при освящении храмов, жилищ и
всего, что служит к поддержанию нашей телесной жизни, т. е. пищи и пития. Ее
употребляет Церковь при совершении молебствий, которыми благословляются наши
благие намерения, а именно: при освящении нового дома, при отправлении в
путешествие, пред началом добрых дел. Во всех этих случаях совершается малое
водоосвящение и кропление св. водою для ободрения и благодатного укрепления
верующих на предлежащие им труды и подвиги. Наконец, малое водоосвящение
совершается в тяжкие времена общественных и частных бедствий, потому что
Церковь в освящаемой стихии желает преподать нам благодать, избавляющую от бед,
болезней и скорбей. Малое водоосвящение совершается в дни храмовых праздников
пред литургией, в знак возобновления неоскудевающей
благодати, сообщенной храму при его освящении.
 |
|
|